Уважаемые друзья и жители нашего уютного города Мозыря! Добро Пожаловать на официальный блог проекта МОЗЫРЬXXВЕК - это большой и долговременный проект главной целью, которого является поиск и восстановление редких снимков, фотографий, негативов и слайдов нашего города (люди, события, архитектура, природа и т.д.) на протяжении всего XX-го Века.
v

Фотаэтнаграфичная коллекция Исаака Сербава 1911-12 годов XX века


Деревня Дражин Бобруйского павета.Жанчыны с детьми (Германчуки)
В отделе рукописей Библиотеки Вильнюсского университета в фонде VUB F 46 хранится коллекция из 437 этнографических фотографий из Бобруйского, Борисовского, Игуменского, Мозырского, Пинского, Речицкого, Слуцкого уездов Минской губернии, которая была создана в 1911 — 1912 гг. белорусским этнографом Исааком Сербавым (1871 — 1943).

Значение этих фотографических документов для изучения этнографии, традиционной культуры, народного костюма и архитектуры Беларуси трудно переоценить. Коллекция является бесценным источником визуальной информации о том, какой была Беларусь и белорусы 100 лет тому назад.




Анна и Ловгин Кобзарь из села Борисковичи Мозырского уезда

Появление коллекции стало возможным, благодаря научным экспедициям — "этнографически-фотографическими экскурсиями", "фотографическим экспедициями" И. Сербов. Учитель Минской городской училище, потом Виленской мужской училища, он увлекался этнографией и в летние месяцы путешествовал с фотоаппаратом "Кодак" по Полесье. С усовершенствованием фотографической техники и материалов в начале ХХ фотографирование становится частью полевой работы этнографов. Отчеты о поездках, которые были опубликованы, и рукописные документы, хранящиеся в Библиотеке Вильнюсского университета в фонде Северо-Западного отдела Императорского Русского географического общества (VUB F 34), проливают свет на подробности его экспедиций и особенности полевого этнографического фотографирования.

Девочки Татьяна и Елена из деревни Василевичи Речицкого уезда.
На фотографиях И. Сербава видим деревенские улицы и их жителей в праздничные дни, дворы крестьян с сельскохозяйственными орудиями труда, гумна, сараи, устройства для сушки сена и искусно оформленные стога, ветряки, деревянные церкви в селах и местечках Полесья, кладбище с высокими полесскими крестами. Этнограф зафиксировал разнообразные моменты крестьянской повседневности: женщины жнут рожь, рвут коноплю, дерут лен, прядут на круговерти, выбирают картофель; мужчины пашут на волах, косят сено, дети-пастушки пасут стадо овец. На снимках воплощена также мелкая полесская знать, мещане полесских деревень. У него фотообъектив попадала природа Полесья и результаты преобразования ее человеком: болота, озера, плотины — насыпные дороги на болотах, мелиорация, Огинский канал.

Девушки из деревни Прудаки Мозырского уезда
Особенно ценными являются этнографические фотопортреты, в которых И. Сербов сумел передать характер, антропанимичныя особенности, традиционное одежда, головные уборы крестьян. На фотографиях жители полесских сел и местечек сохранены красивыми, с присущим им чувством собственного достоинства. Белая полотняная одежда с орнаментом, сложные формы головных уборов женщин свидетельствуют о высокой художественной и бытовой крестьянской культуры. Большинство фотографий этнографа зафиксировали достаток, состоятельность белорусских крестьян и мещан в начале ХХ в.

Местечко Петриков Мозырского уезда. Ярмарка. Торговля луком и чесноком
Местечко Петриков Мозырского уезда. Ярмарка. Цыгане 





Географии снимков охватывает значительную территорию современной Минской, а также Брестскую, Гомельскую и Могилевскую области Беларуси. И. Сербов фотографировал в 73 населенных пунктах, восемь из которых сейчас входят в состав Украины. Эти материалы имеют важное значения для изучения традиционной этнической культуры на современном белорусско-украинском пограничье, культуры Полесского региона в целом.

Городок Туров Мозырского уезда. Место древнего монастыря
Сегодня, рассматривая эти фотографические изображения, выполненные в начале ХХ в., Мы по праву можем назвать И. Сербава первым белорусским визуальным антропологом. В истории этнографической фотографии Беларуси его имя занимает одно из первых мест. Высокое качество и художественные достоинства фотографий И. Сербава позволяют отнести их к наиболее значительных ее достижений. Этнографу суждено было стать первым фотадакументалистам архаичного Полесья.

Стог в селе Вуйвичи Пинского уезда
Село Лучины Слуцкого уезда
В дороге. Бобруйск






Эта коллекция фотографий ждет своей публикации. Издание юбилейного альбома фотографий И. Сербава из поездок по Полесью 1911 — 1912 гг. возможно реализовать общими усилиями Беларуси и Литвы, которая сохранила ценную фотографическую наследие белорусского этнографа.
Подготовила Ольга Лобачевская

Справка:

Иса? К Се? Рбав (Иsak Serbau / Исаак Сербов / Isak Serbow) — белорусский этнограф, фольклорист, археолог. Действительный член Института Белорусском культуры (1922), кандидат исторических наук (1934).

На конверте изображен Иса? К Се? Рбав
Родился 27 мая 1871, в деревне Кульшычы, (Славгородский район Могилевской обл.) — 21 января 1943.

В 1892 окончил Полоцкую учительскую семинарию, в 1901 Московский археологический институт. Работал учителем в Минске и других белорусских городах. В 1910-1912 как член Северо-Западного отдела Российского географического общества настраивал экспедиции на Беларусь. В 1919-1921 работал в отделах народного образования Могилевской и Гомельской губерний, участвовал в работе по сбору и охране памятников искусства и истории. 3 1923 работал преподаватель, заведующий кафедрой этнографии БГУ, с 1925 секретарем секции этнографии Инбелкульта. Во 2-й половине 1920-х исследовал курганы дреговичей около Минска и Мозыря. 3 1929 ученый секретарь кафедры этнографии и фольклора Института истории АН Беларуси.

Изучал быт, материальную культуру, устную поэтическую и музыкальную творчество белорусского народа. Собрал богатые коллекции народной одежды и искусства, на основе которых издан альбом «Белорусское народное искусство» (1951). Первый из белорусских этнографов создал большую фототека, в котором зафиксированы типы одежды жителей различных уголков Полесья, жилья, хозяйственных построек, изделия ремесел. Собранные этнографические материалы и наблюдения обобщил в работах «Село Великое; Картинки с жьцця Беларуси» (1910), «Поездки по Полесье 1911 и 1912 гг.» (1914), «Белорусы-Сакун» (1915).